Стоунволлское восстание

В 1960-х годах гомосексуальность была незаконна в большинстве регионов Соединенных Штатов. Сексуальные контакты с человеком одного пола или подстрекание к ним считались преступлением. Кроме того, разрешено было носить только одежду, предназначенную для указанного при рождении пола. В некоторых случаях полиция объявляла нарушением общественного порядка простое собрание гомосексуалов вместе. В Нью-Йорке ограничения были особенно строгими, что создало сложную и опасную обстановку для молодых геев. Часто из-за неприятия в семье они были вынуждены жить на улице в неблагоприятных условиях, где процветали болезни и употребление наркотиков. Этой крайне маргинализированной группе людей сложно было найти безопасное место для встреч, поэтому начала разрастаться сеть подпольных гей-баров. Такие заведения были полулегальны, и организованные преступные группировки решили на этом подзаработать.

К концу 1960-х годов криминальная семья Дженовезе владела большинством гей-баров в районе Нью-Йорка Гринвич-Виллидж, где можно было обходить местные правила и законы благодаря личным связям. Летом 1969 года полиция провела серию рейдов на один из самых популярных баров, The Stonewall Inn, который стал убежищем для молодежи, спасающейся от уличного и семейного насилия. В те годы жестокость полицейских была обычным явлением, особенно при задержании гомосексуалов или темнокожих. Ко времени третьего рейда на The Stonewall Inn постоянные посетители бара, уставшие от гнета криминальных группировок, уличного насилия и беспредела полиции, вышли из себя. Когда дрэг-кинг Сторме ДеЛавери подралась с полицией во время рейда на клуб 28 июня 1969 года, обстановка накалилась до предела и толпа начала забрасывать офицеров монетами, батарейками и бутылками. Толпа постепенно выросла до пятисот или шестисот человек. Разгневанные люди бунтовали и резали шины полицейских машин. Офицеры были вынуждены отступить и забаррикадироваться в баре. Помимо ДеЛавери неофициальными лидерами восстания стали афроамериканка Марша П. Джонсон, защитница прав трансгендеров, и активистка пуэрториканского происхождения Сильвия Ривера. Чтобы преодолеть баррикаду и добраться до полицейских, бунтующая толпа вырвала из земли парковочные автоматы. Вскоре прибыло силовое подкрепление, и участники восстания разбежались по узким диагональным улицам района. В течение следующих нескольких ночей продолжались масштабные бунты с тысячами протестующих, а также столкновения между полицией и активистами движения за права гомосексуалов. Помимо этого, протесты развернулись в Филадельфии и перед офисами газеты The Village Voice, которая не в лучшем свете высказалась о первоначальном восстании. Хотя движения за права гомосексуалов уже существовали на тот момент, они в основном боролись за принятие и уважительное отношение. После событий июня и июля 1969 года протесты стали более жесткими.

Кроме того, появился Фронт освобождения геев, организаторы которого вдохновились силовой тактикой «Черных пантер» и антивоенного движения. Сторонники Фронта также участвовали в мероприятиях в защиту прав темнокожих людей, например в марше к женской тюрьме Нью-Йорка в поддержку темнокожей политзаключенной Афени Шакур. Спустя год, 28 июня 1970 года, в честь годовщины Стоунволлского восстания в Нью-Йорке был организован марш Christopher Street Liberation Day. В то же время марши прошли в Лос-Анджелесе и Чикаго. Именно они стали первыми гей-парадами в истории, которые с тех пор проводятся ежегодно. В течение двух лет после Стоунволлского восстания движения в защиту прав гомосексуалов появились почти в каждом крупном городе США, а также в Австралии, Канаде и Западной Европе. Вскоре в обеих крупных партиях США были организованы политические коалиции геев. Стоунволлское восстание стало поворотным пунктом в борьбе за равное отношение к представителям ЛГБТКИ и показало, как важны протесты. На архивном сайте, сделанном участником тех событий Уиллсоном Л. Хендерсоном, указано, что среди самых популярных композиций в музыкальном автомате бара The Stonewall Inn летом 1969 года была песня Stand группы Sly and the Family Stone, строки которой призывают «встать в защиту правого дела, ведь именно правда их так злит». Текст песни говорит о необходимости бороться за права и свободу.

Движение Black Lives Matter — не просто современное политическое событие. Это — одна из вех многовековой истории борьбы угнетенных, требующих равноправия, справедливости и соблюдения базовых прав человека. Там, где существует насилие, несправедливость и жестокость, обязательно появится сопротивление тех, кто мечтает о лучшем, безопасном мире, в котором принимают каждого. И всегда найдутся люди, готовые бороться за такой мир. Как сказала писательница, революционерка и активистка Анджела Дэвис: «Свобода — это постоянная борьба».

Другие восстания в защиту прав темнокожих

Гаитянская революция

Восстания в Южной Африке

Восстание ашанти и независимость Ганы

Восстания: катализаторы изменений для освобождения темнокожих